Два Капитана (2k) wrote,
Два Капитана
2k

Categories:
по наводке юзера prinzip прочел обе душераздирающие истории про запуск в россии журнала dazed and confused.

если коротко, то суть в следующем:
миллионер александр лебедев вложил миллионы в запуск журнала, а через несколько месяцев обнаружил, что ничего или почти ничего не сделано.
в это же время трудовой коллектив обнаружил, что ему ничего или почти ничего не заплатили и, видимо, не заплатят.

как видим, закон сохранения массы снова был побежден. из пункта А деньги ушли, но в пункт Б так и не попали.

но тут интересна не физика, мы в последние двадцать лет, очевидно, отказались от примитивной ньютоновской модели, и теперь деньги не исчезают только в присутствии наблюдателя, да и то, если повезет (это уже копенгагенская интерпретация квантовой механики, если что).

тут интересна психология. потому что русский человек не понимает, кому сочувствовать. для него это как "подрались два таджика", радость приносит сам факт конфликта, но не его результат.

так или иначе, у нас конфликт двух социальных групп, которые не пользуются особенной любовью окружающих.

prinzip, упоминая о финансовых претензиях уникального журналистского коллектива, осторожно вворачивает словечко "якобы" -- он, дескать, свечку не держал. мне же кажется, что эти претензии вполне обоснованы (может быть, не юридически, но морально), и возмущение самодурством инвестора вполне искреннее.

с другой стороны, история, рассказанная лебедевым, мне тоже кажется правдивой. даже не в том смысле, что у каждого своя правда, а в том, что его история дополняет историю уникального журналистского коллектива и делает ее более убедительной.

наверняка ведь так все и было. инвестор выделил какие-то деньги. коллектив начал на эти деньги делать хуйню. инвестор оторопел и урезал финансирование.

но если вы за десять долларов делали хуйню, какой смысл напрягаться за доллар?

инвестор, столкнувшийся с непонятным ему феноменом, прекращает финансирование совсем. отчасти из любопытства, чтобы определить устойчивость результатов, но, скорее всего, в отместку. дескать, посмотрим, как будете крутиться.

уникальный коллектив, которому, на минуточку, никто не сообщил, что делать хуйню не нужно, замирает в недоумении. потому что, сука, люди работали. можно сказать, ночей не спали. людям обидно. тем более, что в киосках продается совсем уж полная хуйня, а они заказали съемку двух стаканов за пять тысяч долларов.

самое противное в этом то, что правых и виноватых в такой ситуации нет и быть не может. я сам по привычке, привитой еще в школе, в любом конфликте ищу злодея, но крайне неприятная правда взрослой жизни заключается в том, что злодеев -- в классическом литературном понимании -- в реальности почти не бывает. и четких дихотомий -- тоже. человеку, усвоившему понятийный аппарат, главным образом, из книг, от этого больно. потому что отсутствие понятных конфликтов означает, что нет и не может быть в этом мире никакой справедливости. само понятие справедливости теряет смысл, как только ты откладываешь книгу в сторону.

интересно, что школа, которая, казалось бы, должна готовить детей к вступлению во взрослую жизнь, на уроках литературы занимается чистой воды саботажем, подсовывая детям откровенно подростковые книги, где отрицательные герои четко отделены от положительных (и, насколько я помню, один из главных фокусов обсуждения также заключается в способности отличать добро от зла -- по крайней мере, в рамках толкования, которого придерживаются авторы учебника).

это как если бы на уроках изо детям сообщали бы, что существует только два цвета: черный и белый.
или на уроках географии учитель бы исходил из того, что форма земли напоминает вафельный стаканчик.

достоевский, толстой, грибоедов, горький (тот, что есть в школьной программе) и, по большей части, пушкин -- это чистой воды детский взгляд на мир. положительный герой может превратиться в отрицательного, но в отдельно взятый момент времени он находится только по одну сторону баррикад.
два исключения это печорин и онегин.

первого дети не понимают. собственно, я очень не уверен, что его понимают преподаватели. классический учитель русского языка и литературы -- это неопределенного возраста тетушка, главным приключением которой было путешествие в коктебель "без жилья". а "герой нашего времени" это очень мужская книга в том смысле, что она точно, а местами гениально, восстанавливает внутренний монолог мужчины. мальчики, которые перечитывают "героя" в тридцать, чувствуют это очень хорошо. а дети в школе запоминают, что печорин это "лишний человек", проще говоря, неудачник -- это в каком-то смысле правда, но куда большая правда в том, что в каждом из нас живет свой внутренний печорин, а "лишний" вовсе не означает редкий.

с онегиным учителя поступают проще. подстраиваясь под гормональное развитие собеседников, они рассуждают о том, какой дурой была татьяна, что призналась первой.

собственно, понятно, как происходит такая подмена. литература, особенно хорошая, выстраивает другую реальность, и у автора всегда есть соблазн сделать эту реальность понятней, проще и чище. да и детям гораздо ближе истории, в которых добро и зло четко разграничено; в них проще включиться. поэтому учитель, даже если автор старался, вытаскивает из книжки самую простую, обычно мелодраматическую или героическую составляющую, и разжевывает ее, потому что иначе не съедят.

как следствие, в жизни больше преуспевают те, кто книг в детстве не читал. ну, разве что учебник физики относительно безопасен.

что же касается знаменитого вопроса, которым задавался подросток раскольников в изложении подростка достоевского, то ответ на него давно найден.
-- тварь ли я дрожащая или право имею?
-- конечно, имеешь, тварь.
Subscribe

  • (no subject)

    Вспомнил, как когда-то работал в компании, которой повезло ворваться на растущий рынок, так что первые пару лет бизнес рос как на дрожжах, а потом…

  • Виталий

    Виталий, или избранные места из переписки с клиентом СЦЕНА 1 Большая пустая комната с окном в осень и серой стеной. На стуле в центре комнаты…

  • (no subject)

    про шарли эбдо. я обычно спокойно отношусь к человеческой глупости. мне по работе приходится общаться с большим количеством людей (как правило,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    Вспомнил, как когда-то работал в компании, которой повезло ворваться на растущий рынок, так что первые пару лет бизнес рос как на дрожжах, а потом…

  • Виталий

    Виталий, или избранные места из переписки с клиентом СЦЕНА 1 Большая пустая комната с окном в осень и серой стеной. На стуле в центре комнаты…

  • (no subject)

    про шарли эбдо. я обычно спокойно отношусь к человеческой глупости. мне по работе приходится общаться с большим количеством людей (как правило,…