Два Капитана (2k) wrote,
Два Капитана
2k

Categories:

как я пытался быть добрым (на самом деле, нет)

я тут недавно думал, а, надо сказать, что я этим не слишком злоупотребляю.

в москве у меня-то и времени на такое нет. на работе мне думать некогда, сплошные совещания и почта. дома — тоже, чуть задумаешься, сразу — почему ты такой мрачный, что случилось, не закрывайся, давай поговорим, что ты опять натворил, как ее зовут, признайся сам. так что в москве я задумываюсь в трех случаях: во время утренней пробежки, когда еду на работу и когда поднимаюсь в лифте, в котором еще кто-то есть.

ну вы наверняка бывали в такой ситуации. два человека в лифте разошлись по разным углам как боксеры и каждый смотрит в пол. а иногда бываешь пропустишь человека, чтобы спокойно на следующем подняться, а к следующему еще один пассажир доплетется, не такой тактичный как ты. и вот он заходит за тобой, и кабину заполняет неловкое молчание. можно, конечно, уткнуться в айфон, как будто ты только и ждал этой поездки, чтобы узнать, что же там в фейсбуке написано, но все равно пара мыслей да пролезет, особенно если тебе на верхние этажи.

(когда один поднимаешься, все проще: смотришь в зеркало и думаешь, бля, какой же я охуенный, ну просто ваще).

во время пробежки тоже особо не поразмышляешь, на самом деле, потому что первые десять минут думаешь как бы не сбить дыхание, на вторых десяти минутах — зачем же я, блядь, сбил дыхание, а на третьем десятке — когда все это закончится. первые несколько тысяч километров я пытался по наивности слушать аудиокнижки, даже уроки испанского языка, но реально, пацаны, во время бега кровь отливает от того места, где хранится испанский язык, и не возвращается в него никогда.

в общем, я себя берегу, но иногда, бывает, расслабишься и сразу утечка как на фукусиме.

так что я тут недавно подумал о том, какие люди мне нравятся, и неожиданно понял, что умным я предпочитаю добрых.

разумеется, это не взаимоисключающие вещи. конечно, человек может быть и умным, и добрым одновременно. особенно легко это ему удается, если он герой какой-то книжки, а еще лучше мультфильма. или этот человек твоя бабушка, а тебе три года.

на практике обычно приходится выбирать.

и я долгое время предпочитал умных. или так мне казалось. ну, понятно, почему: с умными интереснее, у них многому можно научиться, у них выше вариативность реакций.

это даже странно — объяснять, почему тебе нравятся умные. с умными охуенно. и штука не в том, что умные испортились — хотя интеллект выхолащивает, чтобы испытывать по-настоящему сильные эмоции, человек должен быть немножечко дураком, а не ученой рыбой.

но, как говорится, дело не в тебе, дело во мне.

возможно, дело в том, что последние несколько лет я довольно много общался с умными людьми, и их вариативность — тоже, по-своему, однообразная — слегка подзаебала.
возможно, я много кушать, и умный это baseline, а хочется чего-то еще.
или я просто езжу в лифте не с теми.

но, короче, я тут подумал и решил, что добрые люди мне нравятся больше.

я объясняю это себе тем, что умный это почти всегда генетика, везение. человек не может заметно поумнеть сознательно. ты или умный, или дурак, что получилось, то и получилось.

а добрый это выбор, который ты совершаешь каждый день. потому что недобрым — не злым, а недобрым — быть значительно проще.

я тут в порядке эксперимента попробовал в течение месяца быть добрым, это пиздец.

в нашем магазине православной электроники, произведенной в ближнем подмосковье, есть центральный вход для покупателей, а отдельно — черный вход. я обычно захожу через черный вход, но когда тороплюсь, то и через центральный могу — через него быстрее.

тороплюсь я довольно часто.

и вот у нас на центральном входе поставили копилку, чтобы купить подарки каким-то там детям.
и я решил каждый раз, когда я прохожу через центральный вход, класть в эту копилку деньги.
не помню уже, зачем. наверняка проехал в лифте не с тем человеком.

со мной иногда случаются легкие сбои, я с ними обычно не борюсь, а просто отхожу в сторонку и смотрю, куда они меня приведут.

первые пять-десять проходов я был очень собой горд.
плюс — знаете, у меня есть по всяким мелочам небольшое чувство вины, там жизнь разрушил, там молодость украл, там обидел ни за что, и вот реально это чувство вины немного отступает, если вовремя расставаться с деньгами.
одной рукой молодость украл, другой помог детям. и нормалек, в расчете!

какой ад творится в душе у тех, кто регулярно, по зову, так сказать, сердца, занимается благотворительностью, я даже думать не хочу — не у всех, разумеется, но, мне кажется, у многих.

потом — я вообще не слишком жадный, но, блядь, сказал я себе, я же даже не знаю никого из этих детей, а вдруг они не такие охуенные, как мне хотелось бы.
ну, то есть, если они охуенные, мне, конечно, ничего для них не жалко. но что, если нет?

на третью неделю во мне не осталось ничего, кроме жалобных "да когда же это кончится" и "почему я".

мне не очень стыдно в этом признаваться, наверняка за последний месяц я потратил на благотворительность больше многих из вас, а то, что я не очень добрый человек, я знал и раньше.

но я не мог представить, что быть систематически добрым настолько трудно. что это настолько противно моей природе. при том, что я отдавал, вообще говоря, самое дешевое, что у меня есть, самое дешевое, что можно придумать — деньги.

в зеркале лифта впервые начал отражаться охуенный человек, не лишенный отдельных внутренних недостатков.

и это я еще не семи пядей во лбу — да, пацаны, нас, тупых и недобрых, большинство. я две недели исходил из того, что в этом детдоме живут какие-то охуенные дети, хотя откуда им там взяться, если по-честному и без соплей.

а представьте, каково умному и доброму человеку, который понимает, что дети как дети, бывают разные, что часть денег вообще никуда не дойдет, что мир вообще, сука, несовершенен, и все это зря.

мне кажется, это мегакруто — быть добрым в таких условиях. не на уровне жеста, а каждый день.

инвалида каждый может пожалеть, а ты попробуй пожалеть и инвалида, и божену одновременно.

и когда этому мифическому человеку говорят, что, может, дети там не очень, он спокойно отвечает, что детям, которые не очень, тоже нравятся подарки. и что часть денег дойдет. и что почтальону тоже нужны сапоги, например, так что не нужно злиться, если тебе посылка из асоса не пришла, кто-то же ее получил и счастлив.

ну это как реке, ей же все равно, кто из нее пьет. мне кажется, с добрыми людьми такая же хуйня. по-настоящему добрые люди они в каком-то смысле бесконечны.

но быть бесконечным каждый день это очень-очень трудно.

знаете, есть такой жанр — танцевальные фильмы. в них любая сюжетная перипетия это повод для па, и даже уличные банды выясняют отношения между собой, синхронно выполняя одни и те же движения.

в новостях могли бы написать про такое, например, "на юге москвы произошла перетанцовка между балетом "тодес" и неизвестными на "бмв", жертв нет".

мне очень такое нравится. раньше я был к этому жанру равнодушен, а теперь полюбил.

в общем, представьте себе плохо распознаваемый европейский или американский город, романтические трущобы из чистого кирпича. камера облетает пустой утренний перекресток. светофор мигает желтым.

слева к перекрестку подтанцовывает банда умных, справа — группировка добрых. звучит тревожная музыка, причем с разных сторон разная. противники сверлят друг друга взглядами.

и вот танцоры делают первые шаги навстречу друг другу.

умных нельзя назвать отрицательными героями, в таких фильмах вообще нет по-настоящему отрицательных героев, но просто они не такие замечательные как добрые. поэтому я теперь болею за добрых.

конкретно в этот момент своей жизни я застрял в зеркальном лифте и думаю, какой я охуенный.
но если бы я не был в нем, и если бы мне пришлось выбирать, и если бы мне было из кого выбирать, то я бы выбрал добрых, а не умных.

а также тех, кто хорошо танцует, и анну семенович.
впрочем, я уверен, что она добра.

представляете, заходим мы с ней в лифт, а она такая:
- валерий, вам на какой?

валерий краснеет, молча нажимает на седьмой этаж и утыкается в фейсбук.
Subscribe

  • (no subject)

    Вспомнил, как когда-то работал в компании, которой повезло ворваться на растущий рынок, так что первые пару лет бизнес рос как на дрожжах, а потом…

  • Виталий

    Виталий, или избранные места из переписки с клиентом СЦЕНА 1 Большая пустая комната с окном в осень и серой стеной. На стуле в центре комнаты…

  • (no subject)

    про шарли эбдо. я обычно спокойно отношусь к человеческой глупости. мне по работе приходится общаться с большим количеством людей (как правило,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 88 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    Вспомнил, как когда-то работал в компании, которой повезло ворваться на растущий рынок, так что первые пару лет бизнес рос как на дрожжах, а потом…

  • Виталий

    Виталий, или избранные места из переписки с клиентом СЦЕНА 1 Большая пустая комната с окном в осень и серой стеной. На стуле в центре комнаты…

  • (no subject)

    про шарли эбдо. я обычно спокойно отношусь к человеческой глупости. мне по работе приходится общаться с большим количеством людей (как правило,…